Из воспоминаний военных лет!
Во время Великой Отечественной Войны 23 октября 1941 года вышел приказ Мосгорздравотдела, согласно которому, необходимо было в кратчайшие сроки «Довести количество оперативных коек в больничных учреждениях гор. Москвы к 25 октября до 10 000 коек». Больница на Соколиной Горе числилась в резерве, осенью 1941 года здесь оставались работать только пять корпусов из десяти, остальные были повреждены фугасными бомбами.
Согласно приказу, в трех корпусах были развернуты 700 коек 4240-го армейского инфекционного госпиталя, находящегося в подчинении 1-го вспомогательного эвакопункта Западного фронта.
С началом ожесточенных боев под Москвой в эвакогоспиталь на Соколиной горе стали поступать тяжелораненые. Все госпитали города были переполнены, поток раненых был огромный.
Вот что рассказывает о том страшном периоде ветеран больницы Екатерина Васильевна Горкина:
«Я устроилась на работу как раз перед войной, когда мне исполнилось 18 лет. Сначала работала санитаркой в 4 корпусе плановой хирургии, а потом меня перевели в операционную. В начале войны мою старшую сестру, которая тоже работала в больнице, забрали на фронт, она была на два года старше меня, а я осталась здесь. Закончила курсы «Операционных сестер» и начала работать. Как сейчас помню профессора Александра Ивановича Савицкого и хирургов Николая Николаевича Новодержкина и Михаила Сергеевича Соколова, с которыми проработала бок о бок всю войну. Страшный помню случай, когда на «Сортировочной» станции упала фугасная бомба. Взрывной волной снесло платформу, и большое количество людей покалечило. Оттуда к нам привозили на грузовых машинах, за один рейс по несколько носилок. Эти носилки с ранеными санитары ставили рядышком в холле на втором этаже 4 корпуса перед операционной, где в это время мы на четырех столах работали.
Одному из раненых нужно было срочно делать ампутацию ноги. Хирург Новодержкин начал оперировать, а его срочно вызывают, в холле на носилках погибает молодой парень, нужна помощь. Тогда Новодержкин обращается ко мне: «Катюша, продолжай операцию без меня, а я пошел того больного спасать». Через какое-то время подойдет, посмотрит, правильно ли я делаю, подбодрит словом, и опять к умирающему. А у меня и пот градом, и слезы. Страшно было… Правда. Ну вот, слава Богу, ампутировала, благополучно зашила, забинтовала культю. Потом, когда мужчина немного окреп, отправили его дальше в тыл».
Великая Отечественная Война в лицах:
По материалам «Больница Соколиная гора», Н.П. Ильчук. (ISBN 978-5-98006-007-3)
Поделиться:
Назад